×

Первые ласточки в США

Первые ласточки в США

Кстати, в истории «Ниссан мотор» был такой примечательный момент, как официальное банкротство фирмы в 1952 году! Исследователи считают, что формальной причиной стала смерть
Но как бы то ни было, а Nissan выжила (де-факто) и в 1961 году Мураяма делает блестящий ход: он присоединяет к своей «Мураяма моторе» и фактически скупленной им «Принс мотор» формально разорившуюся «Ниссан Мотор»! Эта элегантная, вполне законная афера позволяет ему не только уйти от налогов, но и сохранить фирму, и лишить всех прав на прибыль родственников Хасимото. Отныне «за ДАТа» его сыновья и дочки, а также их семейства будут получать
…Мураяма не стал повторять ошибки «Тойоты»: он не старался завалить американский рынок огромным количеством кое-как сделанных автомобильчиков. На завоевание Нового Света он пошел с тремя моделями, причем все они были разработаны сравнительно недавно, имели двигатели более 1 л и обладали чертами дизайна, привычными среднему американцу: достаточно большие, вальяжные автомобили. Это уже упоминавшийся Skyline 1957 г., затем модель «310» 1961 года, которая пошла в США под романтичным именем «Синяя птица», известный Bluebird (двигатель 1189 куб. см, барабанные тормоза и трехступенчатая КПП с реверсом) и Datsun Cedric 1960 г. — с четырехцилиндровым почти двухлитровым агрегатом. Судьба этих моделей не одинакова. И хотя все они выжили — примером тому существование их в модельной гамме до наших дней — успеха добился только наиболее гармоничный Bluebird. Skyline американцы попросту не заметили — слишком «американизированным» он был, а сборка оставляла желать лучшего. С оглушительным треском провалился Cedric! Кстати, неудачи будут преследовать этот автомобиль и во втором, и в третьем поколении — вплоть до начала восьмидесятых. Сделанный добротно, но дорого, продуманно — но очень сложно, Cedric оказался тяжел в управлении, труден в ремонте, прожорлив. Не помогла и установка в 1964 г. экономичного дизеля. В итоге единственная служба, в которой эти машины пользовались популярностью (да и то в самой Японии) — это городское такси.
А вот BlueBird, в силу невысокой цены, гармоничной конструкции, простой КПП и двигателя, в начале шестидесятых увеличенного по объему до 1,3 л, оказался настоящей «Синей птицей удачи»: хорошей альтернативой набившему оскомину, тесному «жуку» — символу левомыслящих, экстравагантных американцев. Именно с начала шестидесятых считается круто ездить на «японке», как и в драных джинсах, босиком на «жуке»… Правда, считается так в основном в хиппово-молодежной среде. А вот для более зрелого человека, тем не менее, бросающего определенный вызов обществу, подходит такая вот «японка»… Гомэн кудасай, если помните! Однако этого было мало! И вот в 1965-м Мураяма выпускает бестселлер. В Японии этот родстер называется Dazun-1500, а в США, любящих громкие имена, — «Огненная леди» (Firelady). Модификация с кузовом купе появляется тут же и носит название Dutsun Sulvia; вот это, пожалуй, настоящий удар.
Американцы не успели опомниться, как автомобиль завоевал рынок, потеснив традиционные американские спортивные модели. Полуторалитровый двигатель мощностью около 100 л. с. разгоняет автомобиль до 120 км/час. Дисковые тормоза, как и шины, — от Dunlop, коробка — производства немецкой фабрики Zahnfabrik… Дизайн «ниссановцы» делали сами, и это был первый пример отличного японского дизайна, стремительного и гармоничного. Купе Firelady еще раз прогремела в 1969-м, когда появилась модификация 240Z с шестицилиндровым агрегатом и 432Z со 160-сильным двигателем. По сути дела, это была новая модель, в создании кузова которой участвовали итальянские автокутюрье (хотя «Nissan» это до сих пор яростно отрицает!). Этих машин было в первые же два года продано более полумиллиона, и продержалась модель на конвейере без изменения аж 10 лет. Ее славу пыталась наследовать машина Nissan Gazelle Liftbeak в начале восьмидесятых, но это, по мнению покупателей было уже не то, совсем не то: «Газель по-японски» не оставила о себе и малой доли той замечательной памяти, что сопутствовала «Огненной леди».
Год 1965-й знаменателен для «Nissan» еще и тем, что Мураяма (очевидно, в пику «тойотовцам», разрабатывавшим Centhury с двигателем V8), пробился первым в высший класс: появилась модель President, комплектовавшаяся двигателями V6 и V8 объемом до 3 литров. Эдакий японский «кадиллак» — длиннющий, оборудованный полным по тем временам электропакетом. Он составил основу правительственного гаража и стал машиной сопровождения императора Хирохито. В 1970-м, на продление «японо-американского договора безопасности» делегацию Японии возили именно «президенты»! Кстати, официальная правительственная машина нынешней Японии — до сих пор Nissan President (правда, уже четвертое его поколение). Эпоха Мураямы закончилась в середине семидесятых. Nissan встала в затылок Toyota — второй по выпуску автомобилей в Японии. А на одном из заводов в Осаке начал работать Кацуи Кавамата, будущий президент Nissan Motor, с которым связана новейшая эпоха в новейшей истории фирмы. И еще одно: энциклопедия издательства «За рулем» утверждает, что с 1960-го Dutsun (или Dazun) производил только экспортные машины и пикапы для японского рынка; это так! А с 1983 года руководство фирмы, наконец, покончило с отчислениями в пользу «сыновей ДАТа» (читай Хасимото), официально перейдя на марку Nissan, преобразовав новую эмблему фирмы и выплатив оставшимся в живых родственникам Хасимото огромные «отступные» в размере 3 млрд иен.


не угробившей марку, был самый разгар американского вторжения в Корею, закончившегося в 1953 г. Паньмыньчдошским миром… Собственно, объявления о банкротстве почти никто не заметил. Выпуск машин Nissan по-тихому свернули, а вернее, перестали называть их Nissan! Все те же модели шли на рынок под маркой Dazun (позднее — когда США привыкли) и вот тогда глупые и жадные родственники Масудзиро Хасимото, до сих пор владевшие акциями «ДАТ отомобайл манифекчурингс» в Осаке, очень пригодились: машины как бы выпускали они… символические отступные вплоть до середины семидесятых, пока марка Datsun будет использоваться, как «экспортное имя» машин Nissan. Есть данные, что слияние Мураяма оформит только в 1965-м, но… но это уже не столь важно. Важно то, что в начале шестидесятых в Америке будут знать про продукцию Nissan-Datsun. Иосодзуке Аюкавы и как следствие — полный паралич управления компанией. Однако «трясло» тогда всех: Toyota Motor только отошла от мощнейшей стачки на своих заводах в 1950-51 гг., едва

Отправить комментарий