Интервью Cиро Накамура, креативного директора Nissan Motor

Cиро Накамура занимает должности старшего вице-президента и главного креативного директора второй по величине автомобильной компании Японии Nissan Motor. Но, несмотря на звучные титулы и около 1000 человек в подчинении, Накамура не только руководитель, отвечающий за
- Сколько лет требуется Nissan Motor, чтобы создать новый автомобиль от первых рисунков до промышленного образца?
- Самый быстрый результат - два года; столько нам понадобилось для создания Nissan Note.
Мы считаем, что стадия планирования очень важна, и потому сначала пытаемся понять, что нужно покупателю, на какую аудиторию мы хотим работать. После этого определяемся с платформой и двигателем и начинаем работать над дизайном.
На разработку концепт-кара уходит в среднем около года, после чего еще год уходит на то, чтобы отшлифовать все дизайнерские решения. Мы работаем и с компьютерными, и с реальными моделями. Технически мы уже можем делать весь дизайн на компьютере, но все-таки предпочитаем изготавливать и настоящие модели - это способствует лучшему взаимопониманию между инженерами и дизайнерами.
Но, конечно, компьютерная техника значительно ускорила и упростила процесс создания новых автомобилей. Особенно для инженеров: они теперь могут не делать прототипы тех или иных деталей, а моделировать весь процесс на компьютере и добиваться необходимого результата.
- В случае Nissan Note вы использовали ту же платформу, на которой уже были построены Nissan March / Micra и Renault Modus. Поэтому получилось так быстро?
- Да. Конечно, если речь идет о разработке автомобиля с нуля - платформа, первые рисунки и т. д., - то это гораздо больше, чем два года.
- Nissan Motor имеет дизайн-центры в Японии, Европе, США. Это означает, что вы не верите в глобализацию и продолжите создавать различные автомобили для различных рынков?
- Некоторые автомобили созданы для определенных рынков. Например пикапы - это автомобили для Америки, а небольшие автомобили, такие как Nissan March/Micra, очень популярны в Японии и Европе, но я сомневаюсь, что они способны снискать большой успех в США.
Но мы хотим быть настолько глобальными, насколько это возможно. И пример тому - Infiniti: одни и те же автомобили продаются в Японии, США и России.
Кстати, Россия - страна, где представлен самый широкий модельный ряд Nissan в мире. У вас есть серые дилеры, которые ввозят самые большие наши автомобили - Titan и Armada, и в то же время официально продается Micra. Ваша страна - единственная в мире, где вы можете одновременно увидеть и Micra, и Armada.
- Nissan до сих пор не определился с моделями, которые он будет собирать на своем российском заводе. По вашему мнению, какие машины подходят для этого?
- Потенциал российского рынка огромен, мне кажется, мы можем собирать и продвигать любую модель. У вашей страны громадные размеры: европейская часть России похожа по своим предпочтениям на Европу, в азиатской больше предпочитают крупные автомобили. Возможно, для производства в вашей стране наибольшие перспективы имеют автомобили среднего класса - сегмента С.
- На взгляд обычного потребителя, автомобили Nissan - Micra, Primera, Qashqai, Murano, Armada имеют мало общего в дизайне. Вы не боитесь, что это может разрушить идентичность бренда Nissan в глазах покупателей?

Infiniti - это другой случай. У дизайна этих автомобилей намного больше общего, схожие стилистические решения.
- Вы не просто управленец, но и настоящий практикующий дизайнер. Как вы делите время между менеджментом и творчеством?
- Дизайнерской работе я отвожу от четверти до трети своего рабочего времени.
- На какой стадии разработки автомобиля вы подключаетесь к процессу?
- На самой ранней - начиная с выбора моделей. На этой стадии мы отбираем пять перпективных вариантов будущего автомобиля, над которыми продолжаем работать. Затем из пяти моделей остаются две. Потом одна. Это ключевые решения, в принятии которых я обязательно участвую. Всего от начала работы над машиной до появления на свет серийной модели я выношу около 10 вердиктов.
- Сколько сейчас человек под вашим началом?
- Во всем мире где-то 800-1000 человек: в Японии свыше 600, в США около 100, в Европе 50, на Тайване 40...
- Дизайнеры, работающие в студии на определенном континенте, разрабатывают автомобили именно для этого континента?
- Обычно да. Но не всегда. В разработке одной модели, как правило, участвуют три разных дизайн-центра с разных континентов, а мы отбираем лучший вариант.
- А кто выбирает окончательный вариант автомобиля, который пойдет в производство?
- Гендиректор Nissan Motor Карлос Гон. Понятно, что он основывается не только на своем мнении - для этого вопроса в компании есть специальный комитет, но окончательное решение принимает Карлос Гон.
- Дизайнеры из Nissan и Renault сотрудничают?
- В рамках альянса у нас есть очень четко прописанная и соблюдаемая стратегия: компании сотрудничают, но независимы друг от друга. То же касается и дизайнеров. Мы работаем сами по себе, но прекрасно осведомлены о работе друг друга. Дважды в год мы встречаемся: один раз приглашаем дизайнеров из Renault к нам в Японию, другой раз мы едем во Францию. И показываем друг другу все, над чем работаем. Но не даем друг другу никаких советов или указаний.
- А обмен дизайнерами между двумя компаниями существует? Такой же, как между финансистами или инженерами?
- Конечно. У нас есть программа по обмену молодыми дизайнерами: по два перспективных дизайнера из Франции и Японии отправляются на двухлетнюю стажировку соответственно в Nissan и Renault. Думаю, это очень полезно для всех: для французов очень интересно поработать в Японии, для наших дизайнеров столь же полезно потрудиться за пределами Японии - это стимулирует новые идеи. Кроме того, у нас разные технологии работы над дизайном, и таким образом компании приобретают что-то новое, отправляя своих сотрудников на стажировки.
- Вы можете представить себе одного главного художника, стоящего во главе дизайна двух компаний, по образцу того, как Карлос Гон является одновременно генеральным директором и Renault, и Nissan?
- Никогда. У нас совершенной разный дизайн!
- Кажется, что Infiniti M и G-серий на улицах выглядят гораздо лучше, чем на фотографиях. Вам доводилось слышать про это?
- Да, фотографии действительно не способны передать то, как выглядят эти автомобили. Потому что это двухмерные, а не трехмерные изображения. Нас упрекали в том, что новая G-серия выглядит так же, как и предыдущая, потому что мы сохранили некоторые дизайнерские решения от предыдущего поколения - например, форму окон, фонарей. Но достаточно увидеть автомобили вживую, чтобы убедиться, что они совсем другие.
- У вас есть время заниматься исскуством для себя - как художник или скульптор?
- В свободное время я занимаюсь музыкой - играю джаз на контрабасе.
- Лучший комплимент, который когда-либо звучал в ваш адрес?
- Газета Automotive News два года подряд признавала меня лучшим автомобильным дизайнером. Это было очень приятно.
- А что в вашем гараже?
- В Японии у меня купе Nissan 350Z и Infiniti G35 - его я получил совсем недавно, две недели назад.


бренд-менеджмент, но и настоящий "рисующий" дизайнер. Он автор наиболее ярких автомобилей Nissan последних лет: Nissan Murano, Nissan 350Z, Infiniti FX... О том, как ему удается совмещать творческую и административную работу, Накамура рассказывает "Пятнице".- Если говорить про автомобили Nissan, то я не думаю, что есть много возможностей для создания единого дизайна: посудите сами, много ли общего может быть у малышки Micra и громадной Armada? Но мы стремимся - и я внимательно слежу за этим, - чтобы во всех автомобилях сохранялся "дух Nissan". Я согласен с вами, что единство бренда очень важно. Но не менее важно и многообразие бренда.

Tags: Armada | Micra | Murano | Nissan | Primera | Qashqai | Titan

 
Авто из страны Восходящего солнца

Японские автомобили, как известно, ценятся в современном мире, ведь они надежные и долговечны в эксплуатации, поэтому и стоимость их высока. Уже в семидесятые годы на дорогах появились японские автомобили, а сегодня Япония – это признанный лидер в мировой индустрии автомобилестроения. Престиж, прекрасный дизайн, экономичность, надежность, все это лишь небольшой список положительных характеристик авто из Японии.

Читать полностью...
Анонсы новостей

Японские автомобили

Как говорил известным нам герой, автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Такая фраза давно стала реальностью, и сегодня для многих из нас жизнь без автомобиля просто нереальна.

Читать полностью