×

Огненые леди

Огненые леди

Чем история Nissan Motor отличается от истории Toyota Motor — так это тем, что страницы жизни
…Но бывший артиллерийский офицер, счастливо раненый за год до капитуляции Японии и потому избежавший позорного плена в Маньчжурии, Сидзите Мураяма появился в фирме не сразу! Его
С таким вот «багажом» Иосодзуке Аюкава подошел к рубежу войны. А после войны Nissan Motor Company стало совсем несладко. Если взглянуть на послевоенные машины фирмы Datsun — DX, DB, стандартную DA, то возникает ощущение, что они собраны из разных частей найденных на свалке
Среди этого убожества отрадно выделялся только маленький спортивный Datsun Super (более точного названия мне не удалось найти даже у Борджессона и Фену) — двухместный открытый родстер, представлявший собой все тот же Austin Seven, только с форсированным мотором, мощность которого довели до 27 л. с. В этой машине был применен уже алюминий, который, в отличие от железа, не квотировался и которого было в достатке ввиду полного отсутствия авиастроения. Вот тут на арене Nissan Motor появился Сидзите Мураяма.


появлению предшествовала долгая управленческая «агония» фирмы, во главе которой оставался Иосодзуке Аюкава. Как я уже писал, в 1937 году Аюкава принял решение расширить ассортимент продукции и якшался с американской фирмой «Грэм-Пейдж» (английское написание так же, как имя Грэма Грина — Graham-Page. «Грэм-Пейдж», которая, кстати сказать, немало помогла и советскому автомобилестроению, подготовила проектную документацию, изготовила кузовные штампы, выстроила технологическую цепочку… И появился Nissan Special 70: тяжелый, совершенно штатовский шестицилиндровый седан, разве что только без запасных ободов колес на боках! Японские власти машину приняли (Аюкава сбыл часть машин даже в свиту императора Хирохито), но «изменщика» взяли на заметку. А Аюкава продолжал клепать «Остины»… Любопытно то, что именно с 1937 г. на рынке мирно сосуществуют две торговые марки: одна называется «Датсун», другая — «Ниссан», выпускаются они на одном и том же заводе, стоят примерно одинаково; отчего? Я долго пытался разгадать этот странный феномен и, наконец, в монографии Андрэ Лила-Готье, французского автоисторика, нашел ответ: в 1937 г. стареющий Аюкава допустил в Совет директоров Judosha Seizo (создана в 1934 г. с капиталом 10 млн йен, а через год — уже Nissan Motor…) родственников Масудзиро Хасимото, не без оснований считавших себя причастными к славе фирмы. Начались разброд и шатания, кризис в руководстве тихий саботаж неугодных решений Аюкавы. И родственники вытребовали для себя «долю прибыли», которую практически обеспечивал сбыт машин под маркой Datsun! американских машин, джипов и самоходных пушек. Угловатые линии, огромные зазоры в сочленениях деталей кузовов, серый цвет и гофрированный металл; собственно, даже не металл, а низкосортная жесть — поставки металла в побежденную Японию были жестко квотированы американцами, и Аюкава даже не мог мечтать о стали для своих машин. Автомобиль Datsun DS-5 1953 года вообще собрали, что называется, с миру по нитке: кузов и впрямь варили из старья, собранного на свалках, а некоторые их узлы, как, например, радиатор, фары и стекла, Аюкава снимал с партий американских «виллисов», которые вояки милостиво подарили фирме для утилизации, т. е. разборки и уничтожения. «ниссанов» написаны своеобразными «варягами», приходившими в компанию извне. Это история эпох: эпохи Хасимото — Аоямы — Аюкавы… В послевоенный период настала эпоха Мураямы!

Отправить комментарий