×

Блеск и нищета Иосодзуки Аюкавы

Блеск и нищета Иосодзуки Аюкавы

Кто был Иосодзуке Аюкава? Бизнесмен, из хорошей семьи (никаких отцов-кабатчиков!), со связями буквально с колыбели. Консерватор, почитавший старших; в начале 1900-х ездил в США, где ознакомился с производством чугуна и стали. Окончил Токийский университет с золотой медалью. В 1909 году привез из США комплект материалов и технологий, и уже в 1910-м основал Tobata Casting Company, которая взялась за металлургию и обеспечила себе лидерство в этой области на
Опять разночтения. «За рулем» называет декабрь 1933 года, Борджесон — 1934 год, а Ричард Соубел — 1932-й. Как бы то ни было, а в один из этих годов слились воедино компании Tobatа Imono Loma (детище Аюкавы) и Nippon Seizo. Фигурируют и другие названия — Nippon Industries,
…Блеск Аюкавы начался с машины Austin-Seven. Отличная добротная конструкция, стандартный закрытый четырехместный кузов, едва ли не однолитровый двигатель — это привлекало. В 1932-1933 годах за небольшую цену на рынке предлагались модели Datsun «10» и «А» (открытая). В 1933-м появилась модель «12» того же образца — «остинов» — с двигателем 747 куб. см. В 1934-м — фаэтон с новой решеткой радиатора и новым четырехцилиндровым двигателем мощностью 10 л. с. И, наконец, в 1935-м — модель «14» с кузовом родстер, которая могла бы называться «спортивной»… Кстати, японцы изменили в конструкции британской машины только заднюю подвеску: сделали ее на продольной рессоре (передняя осталась на поперечных)!
Но Аюкава, как говориться, заигрался. Закон 1936 года (см. «Турбо» №5, 2001 г., стр. 25) «О производстве автомобилей» поставил автоиндустрию на военные рельсы — она должна была служить самурайскому Возрождению. А Аюкава в начале тридцатых вел переговоры с GM о слиянии; когда же чиновники их Министерства намекнули ему, что это-де нехорошо, Аюкава бросил отношения с GM, но тут же сделал предложение японскому филиалу Генри Форда, Ford Japan. После этого сразу сгорел один из его заводов, а два ведущих специалиста умерли счастливо — в утренних постелях. Аюкава пытался оправдаться, пытался как-то реабилитироваться, но его имя с этих пор навсегда было занесено в «черный список». Его шестицилиндровый седан 1937 г. был сделан с помощью американской компании Graham Page и ему это припомнили!
Родной племянник Аюкавы, Нобосукэ Киси стал в то время одним из лидеров государства Манчжоу-Го, а потом, в 1957-м, выпущенный из концлагеря за сутки до прихода советских войск — премьером новой Японии. Но это ему не помогло… Иосодзиро Аюкава ознаменовал собой историю довоенных «Ниссан», следовавших конструктивной традиции «остинов»; его принципы и ориентация послужили фирме вплоть до начала пятидесятых. Что было лучше — новаторство Рисабуро Тойоды или консерватизм Иосодзуке Аюкавы — решать Истории. Но неоспоримо то, что путь Аюкавы помог одной из старейших автомобильных фирм Японии не просто выжить — но и получить новое развитие в послевоенные годы.


десятилетия вперед… Аюкава присматривался к ДАТ, Ishikavajima и еще одной компании — Tokyo Gash Electric. В 1932 г. вместе они вроде бы заключили соглашение о производстве тяжелых грузовиков, но военные хотели убыстрить заключение союза и изрядно напугали компаньонов. Gash Electric отказалась от участия! Может быть, не смирившись с потерей самостоятельности? Но Аюкава этот момент отследил. например. Но к 1934 году компания по выпуску машин «ДАТ дзюдоша сейдзо» стала называться НИС-САН (NISSAN — по первым буквам «Нихон Санье», занимавшейся тяжелым машиностроением)… И заправлял в ней руководитель фирм Nippon Industries и Tobata Imono — Иосодзиро Аюкава! Кстати, «ДАТ отомобайл манифекчюрингс» со штаб-квартирой в Осаке, занимавшаяся производством пикапов, через несколько лет тоже сгинула в структуре Nissan.

Отправить комментарий